Какие бывают туры в Космос
Бархатный чёрный купол ночного неба, словно театральный занавес, отделяет обычную жизнь от чуда. Здесь — круговерть земных дел, шум, скорость, тиканье часов и мир ощущений. Там — Ничто и Всё, абсолютная пустота и бурлящий субстрат, в котором зарождаются галактики, отсутствие времени, запахов и звуков. И нет ничего удивительного в том, что человечество готово отдать немалые деньги, чтобы в буквальном смысле слова оторваться от Земли. Ведь путешествие в космическое пространство предлагает ну просто диаметрально противоположные впечатления тем, к которым мы привыкли в физическом мире. Но, несмотря на всю обширность космоса, вариантов приобщения к бесконечному совсем не много. В первую очередь из-за того, что преодолеть земное тяготение при современном развитии научной мысли можно лишь одним способом — хорошенько разогнавшись и сохраняя скорость достаточно долгое время, чтобы вырваться из крепких объятий Земли. Во-вторых, опять же по милости специалистов от науки, в космосе, что называется, особо не разгуляешься: изволь находиться на борту орбитальной станции (в более чем стеснённых условиях — вот уж действительно, на Земле таких не найдёшь!) или вовсе — 5-6 минут в невесомости и добро пожаловать «домой». Как бы там ни было, новая отрасль туризма обещает стать перспективной: с 2001 года проведено 8 коммерческих стартов на Международную космическую станцию, а число записавшихся на заявленные, но пока не осуществлённые суборбитальные полёты, перевалило за 600. Но обо всём по порядку. Итак, какие же бывают туры в Космос.
Вариант № 1 — Экспедиция на МКС
Первый и пока единственный действующий вариант туров в Космос. Фактически, турист становится космонавтом — требования к состоянию здоровья, прохождение испытаний, тренировки и правила поведения один в один совпадают с тем, через что проходят работающие на орбите космонавты. Разница лишь в том, что турист оплачивает путешествие из своего кармана и имеет право бездельничать на МКС. Именно таким образом осуществили свои «звёздные» полёты все семь космических туристов — первый, Деннис Тито, отправился в космос в 2001 г, последний (или, говоря языком суеверных покорителей неба, крайний) — Ги Лалиберте — в 2009.
Вкратце путешествие проходит следующим образом. Для начала космический турист проходит доскональное обследование состояния здоровья, по результатам которого врачи выдают заключение, что явных противопоказаний к полёту в космос не имеется. Затем следуют организационные моменты — определение даты запуска (совпадающей с датой смены российского экипажа МКС), страхование, подписание договора, оплата тура и прочие бумажно-денежные процедуры. Наконец, первый день «космической одиссеи ХХ-го года» — турист прибывает в Звёздный городок, где на ближайшие 6-9 месяцев поступает в распоряжение врачей. Здесь будущего покорителя космоса крутят на центрифугах и подвергают шестикратным перегрузкам, учат обращаться со скафандром (и изготавливают индивидуальный по полному гипсовому слепку тела) и вообще с невесомостью, как явлением, а также инструктируют по мельчайшим нюансам поведения на МКС.
И вот наступает день, когда птенец готов вывалиться из гнезда и встать на крыло. Последние несколько суток перед стартом космический турист проводит на Байконуре, чтобы одним погожим утром облачиться в скафандр, втиснуться в корабль «Союз» в компании ещё двух профессиональных космонавтов и отбыть на скорости 7,9 км/сек к вышним мирам. Кстати, с собой турист по условиям программы имеет право взять любые грузы, необходимые ему для выполнения личной программы — научной или развлекательной — это уж кто как решит. Примерно шесть часов спустя в дверь «Союза» постучат снаружи — и скорее всего это будет команда МКС, радостно встречающая гостей с Земли. Не менее 6 суток космический турист проведёт на орбите, паря, аки ангел небесный, а затем вернётся на родную планету вместе с предыдущим экипажем станции. Приземление произойдёт в спускаемом модуле того же «Союза» где-нибудь на просторах казахской степи. «Встреча в аэропорту представителями принимающей стороны», ясное дело, включена в стоимость тура, как и послеполётная реабилитация.
Вариант № 2 — Суборбитальный полёт
Пока не осуществлённый вариант космических туров, суборбитальный полёт позволяет, что называется, заглянуть за ширму космоса. Преимущества перед экспедицией на МКС — сравнительно низкая стоимость, менее жёсткие требования к состоянию здоровья, малое время путешествия и большая частота запусков — как минимум один в сутки. Недостаток же, пожалуй, всего один — испытать фантастические ощущения от космоса, увы, можно в течение лишь нескольких минут.
Суборбитальный полёт фактически представляет собой поездку на специальном летательном аппарате — космолёте, гибриде самолёта с космическим кораблём. С первым его роднит внешний вид, со вторым — начинка, а именно, ракетные двигатели, способные обеспечить достаточную силу тяги для вывода корабля в нижнюю часть земной орбиты. Формально космос начинается в 100 км от поверхности Земли — именно на эту высоту и доставляет туристов космолёт. Сила земного притяжения здесь чрезвычайно мала, но это ещё не орбита, на которой можно было бы закрепиться — для этого у космолёта недостаточно тяги (тем более, что двигатели выключаются примерно на высоте 80 км и весь последующий полёт проходит в тишине). Гравитация Земли постепенно берёт своё — и корабль с туристами на борту начинает неумолимо стремиться к планете. «Борьба» инженерной мысли и законов притяжения длится около 6-7 минут, в течение которых космические туристы могут испытать все радости нахождения в звёздных высях: невесомость, сумасшедшей красоты виды и в буквальном смысле неземная тишина.
Далее космолёт, падая на Землю, всё более и более опускает нос по принципу бадминтонного воланчика и, согласно законам аэродинамики, входит в контролируемый штопор. С каждым витком петли становятся всё шире и положе, и наконец корабль начинает почти пологое планирование. Примерно четверть часа спустя он приземлится на стартовом аэродроме.
Вариант № 3 — Предкосмос, или полёт в стратосферу
Формально подойдя к вопросу, полёты на максимальной высоте 23-25 км нельзя считать космическими, так как условная граница космоса — так называемая линия Кармана — проходит на высоте 100 км над уровнем моря, то есть в 4 раза выше. Тем не менее, высотные полёты имеют своих почитателей — стоят относительно недорого, отправиться можно хоть завтра, впечатления же дарят поистине замечательные. И пусть нырнуть в звёздную черноту не удастся, но увидеть облака где-то далеко под собой и скруглённый к полюсам горизонт вполне реально.
Высотные полёты проводятся на отечественных истребителях МиГ-29 и МиГ-31, пространно говорить о которых нет нужды — всем и так известно, что это самые быстрые, надёжные и не имеющие конкурентов детища российского боевого самолётостроения. В кабине самолёта для туриста предназначено место второго пилота — позади первого. Тем не менее, обзор ничто не затрудняет — «фонарь» кабины прозрачный во всех направлениях. Перед туристом также расположены всевозможные приборы — высотомер, показатели перегрузки, скорости и т. д. После краткого инструктажа на земле, выбора высотного костюма и шлема и облачения в амуницию пилот и турист занимают свои места и даётся команда на взлёт. По отзывам летавших, уже на этом этапе ощущаешь, что происходит нечто необыкновенное: едешь в стеклянном куполе с панорамным обзором на пятиметровой высоте. После взлёта истребитель в мгновение ока оказывается над облаками: кажется, что только-только из-под шасси ушла земля — и вот уже внизу расстилается бесконечная белая перина. Несколько минут уйдёт на то, чтобы достичь стратосферы, и на высоте более 22 км самолёт будет рассекать «предкосмос» на сверхзвуковой скорости порядка 2500 км/ч. Будет всё: и фигуры высшего пилотажа, и головокружительные скорости, и остановка двигателя на сумасшедшей высоте, и проходы, почти чиркнув, вдоль взлётно-посадочной полосы, и вновь облака... Полёт длится около часа, и по его окончании туристу выдаётся соответствующий сертификат.
Вариант № 4 — Полёт «0-гравитация»
Самый щадящий вариант приобщения к просторам Вселенной — параболический полёт на родных «Илах» или иностранных «Боингах», переоборудованных под радости невесомости и свободного падения. Собственно, к космосу такое путешествие имеет только одно отношение — отсутствие земной гравитации. В остальном же, это скорее обычный полёт на гражданском самолёте — те же высоты, тот же вид из окна. Вся фишка в его траектории, схожей с движением поезда на американских горках. В графическом изображении её можно представить в виде параболы (для тех, кто подзабыл школьный курс геометрии — высокая и узкая арка). Самолёт с туристами на борту круто взмывает вверх, набирает достаточную высоту и так же резво устремляется вниз, чуть зависнув в верхней точке параболы. Тело моментально «легчает» и тут же становится невесомым — как если бы вы тронулись вниз в кабине скоростного лифта. В реальности самолёт с ускорением падает на землю, а туристы просто свободно перемещаются внутри его корпуса. Такая искусственная невесомость длится не более 30 секунд — планета приближается стремительно, а самолёт ещё нужно успеть вывести из пике. Дальше — заход на посадку и ничем не примечательное приземление на аэродроме.